Rambler's Top100

 

WWW.TEKCT.RU
А зачем нам Photoshop?*

(Журнал “UPGRADE” #13, 2002г.)

   Вопрос надо поставить так: что может дать обычному пользователю обычный Adobe Photoshop? Понятно, что он нужен полиграфистам, рекламистам и web-дизайнерам. Ну, а зачем он может понадобиться широким массам пользователей компьютера? Попробуем разобраться.
   В первую очередь, конечно, надо рассмотреть задачи обработки изображений типа фотографий. Причем не сканирование, а именно обработку. Я, например, сканирую все фотографии в MS Photo Editor, потому что он намного быстрее открывается и быстрее работает. Photoshop мне для этого не нужен, а драйверу сканера абсолютно все равно, из-под какой программы запускаться.
   Тем не менее, начинать борьбу за качество изображения надо еще на этапе сканирования. Каждый драйвер сканера обладает своими особенностями, и надо попробовать разные его режимы, чтобы получить различное качество графики. Например, можно, кроме обычного, выполнить сканирование с автоматическим усилением резкости. А в драйверах сканеров Acer есть полезный настраиваемый режим: PhotoMagic.
   Но вот все фото отсканированы и наступает черед Фотошопа. Открыв два-три варианта изображения одновременно, вы сразу увидите, чем они отличаются. Например, в одном будут более сочные цвета, в другом – более четкий задний план, и так далее. Надо выбрать лучшее изображение, которое станет основным, создать на нем новый прозрачный слой и, предварительно выделив выбранный удачный фрагмент на другом рисунке, перетащить этот фрагмент на пустой слой. Потом «верхний» и «нижний» слои можно осторожно совместить с точностью до пиксела. Сдвигать и точно позиционировать фрагмент удобнее не мышью, а клавишами со стрелками.
   В конце этой работы слои можно соединить командой Слой--Выполнить сведение и сохранить рисунок в одном из форматов, не вносящих искажения: PSD, BMP, TIF (без компрессии).
   После того как окончательный вариант изображения получен, нужно критически взглянуть на дело рук своих и подумать, что тут можно ЕЩЕ улучшить.
   В первую очередь, нужно поработать над общим качеством изображения. Например, много цветных фотографий имеют перекос в сторону синего или зеленого цветов. Эту проблему можно попытаться решить, используя команду Изображение--Установка--Цветовой баланс. Но только осторожно! Все, о чем будет сказано в этой статье, надо делать осторожно, изменяя параметры на чуть-чуть.
   «Красные глаза» можно убрать командой Изображение--Установка--Тон/Насыщенность, выделив зрачки и меняя параметр Насыщенность (Saturation) для темных глаз или Тон (Hue) для светлых.
   Для невыразительных или затемненных изображений можно использовать инструмент Изображение--Установка--Кривые. На кривой можно устанавливать узлы и изгибать кривую мышью. В первую очередь можно попробовать варианты, изображенные на рис. 1.

Кривые

Рис. 1. Возможные варианты кривых, устанавливаемых командой Кривые

   Еще хорошо бы попробовать команду Изображение--Установка--Уровни. В этом окне диалога есть три кнопки с пипетками. Первую пипетку, для черного цвета, надо использовать на самом черном фрагменте изображения. Третьей пипеткой, для белого цвета, надо щелкнуть на том участке, где есть кусочек белого цвета. Иногда таким способом удается сделать изображение более выразительным и показать мелкие детали.
   Что касается команд Авто Уровни и Авто Контрастность, то результаты их использования редко бывает удачными, хотя можно попробовать и эти команды.
   Следующее, что может потребоваться – ретуширование фотографии. На фото может оказаться пятно или царапина. А бывает и так, что удачный пейзаж портит ржавая опора линии электропередачи или некстати проехавший на заднем плане «Запорожец». Все эти нежелательные детали можно легко убрать, если придумать, чем их заменить. В Photoshop для этого есть отличный инструмент Клонированный Штамп.
   Вначале полезно удалить ненужную часть изображения. На рис. 2 для примера удалено изображение человека.

Рисунок 2

Рис. 2. Изображение, подготовленное для использования «Штампа»

   Работать штампом лучше в масштабе увеличения (200-400%). Сначала надо закрасить те участки, фактура которых не вызывает сомнений: продолжить разорванные линии, «нарастить» траву (рис. 3), доделать облака и т.д. После этого будет легче заполнить более трудные участки. Для того чтобы рисунок потом выглядел естественно, надо почаще сменять образец штампа (с нажатием Alt) и, естественно, его размер. При необходимости, кроме штампа надо, не боясь, использовать и такие инструменты, как Размытие, Резкость или Палец. Чаще всего «штамповка» приводит к утрате резкости, и резкость надо восстанавливать. Кроме того, не забывайте, что при использовании инструментов Фотошопа можно и нужно кликать мышкой в одном месте несколько раз – для лучшего «проявления» изображения. И что важно: именно кликать, а не двигать мышь, чтобы не смазывать рисунок (правда, к Пальцу это как раз не относится).

Рисунок 3

Рис. 3. Сначала надо восстановить наиболее простые детали изображения, уменьшив размер белого пятна

   В некоторых случаях можно использовать перетаскивание-копирование выделенных кусочков рисунка и наложение их по принципу «заплаток» или «лоскутного одеяла». Если все сделать аккуратно, то никаких следов ретуши обычно не удается заметить даже в режиме увеличения.
   На рис. 4 видно, что пейзаж удалось восстановить, но осталась тень на траве. Ее можно оставить и использовать в случае, если надо поместить на этом месте другое изображение человека. Или, например, такой пейзаж можно дополнить фонарем в старинном стиле, который, несомненно, оживил бы пейзаж, и тут тень тоже пригодилась бы. Разумеется, если она не нужна, то и ее можно легко убрать.

Рисунок 4

Рис. 4. Теперь только по тени на траве можно догадаться, что здесь кто-то стоял

   Другая задача, с которой может столкнуться счастливый обладатель сканера и Фотошопа – замена фона изображения. Допустим, мы сфотографировались на людной улице, а потом захотели вставить в качестве фона панораму Канарских островов. Почему бы нет?
   В первую очередь надо выделить и удалить фон рисунка. Делается это так. Если изображение находится на фоновом слое (так бывает всегда при открытии в Photoshop рисунка не «фотошоповского» формата), фоновый слой надо преобразовать в обычный двойным щелчком на названии слоя. Это даст возможность создать прозрачный участок на месте удаленного фона. Самое главное: выделять фон рядом с фигурой человека надо с помощью Волшебной Палочки, предварительно настроив ее чувствительность. Если это не получается, надо использовать Ластик, но стирать надо очень аккуратно, работая с рисунком в масштабе увеличения (рис. 5). На границе фрагмента переднего плана всегда есть точки, цвет которых является промежуточным между цветом самого фрагмента и цветом фона. Нужно ли (и можно ли) удалять эти точки, надо решать в каждом случае отдельно, в зависимости от ряда факторов: какой фон предполагается потом использовать, не нарушается ли естественность изображения и т.д. Например, намного проще удалять фон рядом с волосами человека или деталями одежды, нежели рядом с участками кожи. Если часть изображения выделена, удалить ее можно клавишей Delete.

Рисунок 5

Рис. 5. После того как фон вокруг фигуры человека удален, стереть оставшуюся часть фона уже нетрудно

   Удалив фон и сохранив получившийся рисунок в отдельном файле, можно приступать к созданию изображения с новым фоном: рисунок переднего плана копируется на отдельный слой в тот файл, который имеет изображение фона, или, наоборот, на исходном рисунке создается новый прозрачный слой и на нем помещается фон. Потом, естественно, слои нужно подвигать относительно друг друга и выбрать наилучшее для композиции положение. Когда все сделаете, сохраните файл в формате PSD со всеми слоями, потому что объединять слои лучше в самом конце работы, да и на будущее лучше оставить «исходник».
   Попробуем для примера перенести изображение этой виртуальной девушки на известные «райские» обои из дистрибутива Windows (файл Рай.jpg).

Рисунок 6

Рис. 6. Новый фон выглядит естественно

   На рис. 6 показан результат. При создании нового фона надо, в первую очередь, обратить внимание на следующие возможные проблемы:
   - разница в освещении на двух рисунках может привести к неестественному виду освещенных поверхностей после того, как рисунки будут совмещены;
   - иногда контур накладываемого изображения кажется «рваным».
   Остановимся на второй проблеме. Хорошо известно: когда рисунок накладывают на новый фон, то вдоль контура рисунка может появиться ореол. Это следствие резкого отличия цвета точек переднего плана и фона. Бороться с ореолом можно разными методами. В идеале – рисунок надо готовить, сразу задавая фон (хотя бы монохромный) такого же оттенка, как и тот, который будет использован впоследствии. Но предусмотреть это не всегда возможно.
   Ореол можно попробовать удалить, используя Ластик. Это тоже удается не всегда, но иногда получается. Резинка должна стирать с размытием, а рисунок переднего плана и фон должны находиться в разных слоях.
   Еще один вариант удаления ореола: объединить слои, выбрать инструмент Размытие (с кистью небольшого размера), включить масштаб увеличения и аккуратно прощелкать контур переднего плана в тех местах, где его слияние с фоном выглядит неестественно. Таким способом нужно устранять и «рваные» края при соединении нескольких рисунков в один. Эта операция обычно выполняется последней, когда композиция уже полностью готова.
   Теперь попробуем использовать в нашем примере совсем другой фон. Используем рисунок из «космической» заставки Windows. Получить его можно, включив заставку и нажав клавишу Print Screen. Результат показан на рис. 7.

Рисунок 7

Рис. 7. Виртуальная девушка на виртуальном фоне

   Легко заметить, что на правом плече девушки возник ореол, появление которого не может быть оправдано даже «фантастическим» освещением — отсветом галактик. Этот ореол можно снять с помощью инструмента Размытие.
   Если рисунок будет выполнять функцию обоев Рабочего стола, его надо сохранить в формате BMP. Если изображение предполагается использовать в Интернете, оно должно быть конвертировано в формат JPG или GIF (командой Файл--Сохранить для Web). Какой из форматов выбрать? Рисунок с изображением человеческого лица надо конвертировать в JPG (сохранить естественность цветов в GIF-формате будет значительно труднее). Если в рисунке есть однотонные области (например, крупные надписи), то лучше использовать GIF (а в JPG в таких местах появляются некрасивые разводы). Ну, а если надо создать в рисунке прозрачные области, то это однозначно должен быть GIF. В окне диалога сразу выбирайте вкладку 4-Up – она самая удобная. Напомню, что для GIF-формата основным параметром качества является количество цветов в палитре (максимальное значение 256), а для JPG-формата – степень компрессии (Quality). Наилучшее качество и максимальный размер JPG-файла достигается при значении 100%, человека лучше «компрессировать» до 60-70%, а пейзаж – до 40-50%. Вот, собственно, и все «секреты».
   Возможно, у вас возникнет вопрос: а что делать дальше? Все усилия прилагались только для того, чтобы получить фотографию в электронном виде? Что ж, для некоторых задач этого достаточно. Но я могу предложить направление дальнейших творческих поисков, которое выражается одним словом: спецэффекты. Их в Photoshop можно найти много. Самое очевидное, что часто используют профессиональные дизайнеры – наложение полупрозрачных слоев. Тут просто необозримое поле деятельности, и, главное, достаточно найти на вкладке Слои бегунок, который отвечает за прозрачность, – и можно начинать творить.
   Другое направление – использование фильтров. По-настоящему интересные эффекты можно получить, если использовать такие фильтры как 3D Transform (трехмерные эффекты), Lens Flare (точечный блик – незаменим, например, для создания солнца, светящего сквозь листву), Lighting Effects (эффекты освещения – масса параметров), Photocopy.
   Фильтров, которые позволяют провести «художественную» обработку фотографии, немного. Точнее, немного фильтров, которые позволяют получить хорошие результаты, а не просто исковеркать рисунок. Это Фаска, Water Paper (кич, конечно, но, главное, что лицо человека после обработки остается узнаваемым), Вычисление краев, Высокая передача, Paint Daubs (имитация масляной живописи – самый удачный вариант для стилизации фотопортрета). Каждый такой фильтр по-своему интересен, но эти фильтры требуют тщательного подбора параметров. Кроме того, успех при применении фильтров индивидуален: с одной фотографией ничего не получится, а с другой – будет прекрасный результат. Так что экспериментируйте.

2002 г.

Алексей Гончаров


* - Авторский вариант статьи.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100