Сборка велосипеда WELS Compact Nexus
24-3
Сейчас
хороший велосипед намного легче купить через маркетплейс, чем в
веломагазине. И стоить будет, скорее всего, дешевле. Но придет
такой вел в разобранном виде. Поэтому делюсь своим опытом: что
выбрать и как собрать. Поехали.
Коробка.
Она имеет размер 134x65x22 см. Если ее надо нести на большое
расстояние, имеет смысл запастись палкой длиной сантиметров 80
(например, черенком от швабры). Ее можно подсунуть под белые
ленты, скрепляющие коробку. Иначе нести будет очень неудобно.
Для
начала посмотрим, что изображено на коробке. Назначение вела — для
взрослых (adult), то есть, подойдет и для подростков, но это точно
не детский велосипед. Вес нетто указан неправильно, на самом деле
велосипед весит 14 кг (проверено в собранном виде). Размер (по
высоте) коробки указан даже на 2 см больше, чем в реальности.
Внутри «круглой печати» — пожелание надевать шлем во время
катания.
Другая
картинка — инструкция. Единственно, что можно почерпнуть из нее
ценного, это то, что потребуются инструменты, например, кусачки
для перекусывания пластиковых хомутиков, скрепляющих детали при
транспортировке. Изображен руль гоночного велосипеда, делаем
вывод, что это «дежурная» инструкция, и точной информации содержит
мало. Да и рама нарисована от обычного байка, не складного.
Мне
почему-то всегда казалось, что, если велосипед складной, его надо
собрать на заводе, отрегулировать, потом сложить и в таком виде
упаковать в коробку. Но нет, складные велосипеды, как выясняется,
тоже приходят в разобранном виде. Делаем вывод: на заводе не
хватает работников, которые могли бы собрать и настроить вел.
Нехватка рабочей силы? Возможно, но при этом достаточно тех, кто
заботливо укутает части в картон, пузырчатый и пористый полиэтилен
и опять-таки уложит в коробку. Плохо это или хорошо? Я не знаю. Во
всяком случае появляется возможность собрать железного коня для
себя самостоятельно. Этим мы сейчас и займемся.
Заднее
колесо стоит на месте — и на том спасибо. Нам потребуются
инструменты и материалы, их перечень — в конце статьи. Обратите внимание на черную транспортировочную заглушку на задней оси. Это еще один плюс изготовителю данного велосипеда.
Установка
руля. Аккуратно, чтобы не поцарапать краску «металлик»,
освобождаем руль от упаковки. Сначала надо присоединить сам руль к
рулевой колонке (если не присоединен). Обратите внимание, что
крепление — на защелке, то есть, совсем не то, что изображено на
коробке. Это, кстати, очень удобно, потому что, поездив, вы
сможете отрегулировать руль под себя — рукоятки эргономичные, не
круглые, и от того, как вы будете их держать, зависит ваше
удобство. Да, это одно из достоинств данной модели.
Затем
ставим вел вертикально. Обратите внимание, что в переднюю вилку
вставлена транспортировочная пластиковая деталь — очень удобно. Я
не стану ее выкидывать — когда-нибудь пригодится. Сначала
вставляем руль внутрь рамы и затягиваем шестигранный болт. Нужен
ключ-шестигранник на 8 мм. Не затягивая сильно болт, ставим руль в
рабочее положение и проверяем, что он стоит ровно (ось руля
перпендикулярна оси рамы). Как только убедились, аккуратно
открываем замок, наклоняем руль и затягиваем болт сильно — здесь
очень важна надежность крепления.
Установка
переднего колеса. В первую очередь надо взять колесо за
концы оси и покрутить. Вращение должно быть абсолютно свободным,
плавным. В моем случае это было не так — шарики как бы катились по
неровной поверхности (именно поэтому надо держать колесо в руках,
а не ставить на стенд). Значит, придется смотреть, что там внутри
втулки.
Ось
втулки — это винт М10, значит, потребуются два ключа на 17. Кроме
того, для гайки подшипника — тонкий ключ на 13 (желательно иметь в
запасе «семейник», просто велосипедный ключ или то, что может его
заменить). Нужен действительно тонкий ключ, автомобильный не
подойдет.
Для
начала посмотрим, что там внутри — может, смазку забыли положить?
Нет,
все нормально (этой смазки хватит на несколько лет), видимо,
перетянули гайки. На всякий случай скажу, что в подобных втулках
(здесь QUANDRO, не самый плохой бренд) насыпные подшипники, то
есть, каждый шарик сам по себе. Если бы не густая смазка, они бы
легко высыпались (будьте осторожны при разборке, подстелите
тряпку!). Если смазки нет, ее необходимо положить (с двух сторон
оси), иначе втулка быстро придет в негодность, да и скрипеть будет
при езде.
Самое
сложное здесь — затянуть гайки так, чтобы колесо вращалось
свободно, но без люфтов. На самом деле так не бывает: без люфтов.
Это все-таки велик, а не микроскоп. Минимальный люфт неизбежен.
Поэтому предлагаю такой принцип: после закручивания (внешняя гайка
на 17 служит стопорной для внутренней гайки на 13) если подвигать
ось, люфт должен ощущаться пальцами, но визуально его не должно
быть заметно. Думаю, его величина должна быть в пределах 0,1 мм.
Если он будет больше, колесо будет цепляться за тормоз. Если с
первого раза не получилось, надо ослабить гайки и повторить.
Для
того чтобы установить колесо, надо выпустить воздух из шины. На
шине есть стрелка, указывающая направление вращения колеса,
найдите ее, это важно. При установке мне понадобились две шайбы
М10 (диаметром 20 мм) — конструкция вилки такова, что еще одна
шайба просто необходима, там есть соответствующее углубление
круглой формы, но в комплекте поставки этих шайб нет (выручает
магазин стройтоваров). Укладываем шайбу M10, а на нее — штатную
шайбу с г-образным изгибом, она нужна для того, чтобы колесо не
выскочило из вилки, даже если внешние гайки ослабнут.
Внешние
гайки, кстати, какие? На 17? А вот и нет, 14,5 (привет
изготовителям велосипедов). Ключ на 14 не налезет, а ключ на 15
часто не входит в набор ключей (предназначенных, в первую очередь,
для автомобилистов), потому что это «нестандарт». Отдельно такие
ключи, конечно, продаются, но нам лучше воспользоваться двумя
разводными, потому что они еще пригодятся. Затягивать эти гайки
надо максимально сильно, не зря на них сделаны насечки. После
этого проверяем вращение колеса на весу и регулируем передний
тормоз: колодки должны стоять ровно, параллельно ободу, на
расстоянии 1-2 мм. Тормозные ручки у WELS Compact хорошие,
обеспечивают достаточный ход тормозов. Для настройки могут
потребоваться Г-образный шестигранный ключ на 5 (или хорошая
отвертка с шестигранной битой) и плоскогубцы (если надо
отрегулировать тросик). Затягивать надо сильно.
Кстати
о колесе:
На
шине всегда указывают, до какого давления можно надувать камеру.
Здесь указано 350 KPa, это 3,45 атмосферы. Это очень неплохой
показатель, сильнее накачивают только спортивные велосипеды. Здесь
же мы видим ограничение по весу для седока — 85 кг. А не 100 кг,
как пишут на сайтах некоторых магазинов. А сколько выдерживает
рама — неизвестно.
Установка
переднего крыла. Старайтесь не поцарапать, покрытие
первоклассное. У меня не хватило в комплекте шайбы и гайки М6, но
это уже ерунда. Крыло стоит косо? Надо ослабить хомутик сзади и
выровнять (нужна крестовая отвертка и плоскогубцы с длинными
губками, «длинногубцы»), но после того, как все остальные гайки и
винты хорошо затянуты.
Седло.
Соединяем седло и подседельный штырь. Седло регулируется по
наклону и по принципу «вперед-назад». Точную регулировку надо
сделать после езды, по личным ощущениям. Сейчас же имеет смысл
поставить седло горизонтально. Надо максимально открутить
крепежный винт, но так, чтобы верхняя спецгайка не соскочила!
Тогда стержни седла можно заправить в нужные углубления и затянуть
винт. В смысле, это можно будет сделать в одиночку, а если все
детали будут по-отдельности, понадобиться помощь другого человека. Подседельный штырь очень длинный, и утверждение, что велосипед подходит для высоких людей (ростом до 190 см) абсолютно верное. Возможно, даже еще запас останется.
Главный
недостаток этого велика — подседельный штырь опускается под весом
седока во время езды. Можно это как-то исправить? Дело в том, что
хомут быстрого крепления имеет гайку, которую можно закрутить, увеличив тем самым усилие прижима, но
если вы закрутите слишком сильно, у вас не хватит сил, чтобы
закрыть хомут. Надо найти разумный компромисс, но всё будет решать
вес того, кто едет. Как решить эту проблему — в конце статьи.
Педали.
На них есть обозначения (R — правая, L — левая), не перепутайте.
Надо нанести немного густой смазки на резьбу и закрутить. Гайка
опять на 15 (ну почему велопроизводители так любят нестандартные
размеры???), и если такого ключа нет, подойдет разводной ключ с узкими
губками. В сильной затяжке смысла нет,
потому что при езде педаль сама будет «вкручиваться» внутрь
шатуна. Проблема может возникнуть потом, как ее открутить обратно. Сразу проверьте, как складываются педали — надо потянуть
на себя, просунув палец в центральное отверстие и повернуть
педаль, «сломав» ее под углом.
Багажник.
Можно ставить, а можно и не ставить, это по желанию. Весит он
граммов 200, так что на общий вес это влияет мало.
Регулировка
заднего тормоза. Это обязательно надо сделать, у меня
сложилось впечатление, что собрали тормоза крайне небрежно (по
принципу лишь бы ничего не отваливалось). Ну, это очень хорошо
согласуется с тезисом о том, что на заводе-изготовителе много
специалистов по упаковке и укладыванию в коробки, но мало
специалистов по настройке велосипедов.
Вот
и всё. Еще сзади на багажнике есть планка с двумя отверстиями для крепления
двух красных катафотов, но это можно сделать и потом (купив их
отдельно), если будет желание.
Для
сборки этого велосипеда нужны такие инструменты:
Впечатления.
Не помню, как мироздание надоумило меня купить такой вел. На данный момент я купил их три (не только для себя), так что есть некоторая статистика. Первый покупал в
магазине, хорошо настроенный и накачанный. Когда ехал домой — был
шок. Я ехал знакомым маршрутом и тратил на тех же неровностях
вдвое меньше усилий, чем на другом своем велосипеде, на котором
катался много лет. Например, на выезде с тротуара на проезжую
часть через небольшой газон с подъемом. И это при том, что даже не
регулировал седло и руль под себя. В общем, такой велик устраивает
меня больше других, а рекорды скорости я ставить не собираюсь.
Дело
в том, что все наши дороги состоят, в основном, из неровностей:
лежачие полицейские, люки, выбоины в асфальте, грунтовые дороги,
поребрики. Мест, где реально можно разогнаться, практически нет.
Только разогнался, а впереди семейство прогуливается или лужа
раскинулась, как море, широко. Велодорожек, как таковых, у нас
вообще нет, есть узкие заасфальтированные дороги, по которым не
ездят автомобили, но это еще не велодорожки (кто был за границей,
знает). Ну, и парки с лесами. Это велосипед для комфортных
прогулок по неровностям.
В
разложенном состоянии он не производит впечатления складного. Он
всего на 10 см короче «обычного», с колесами на 27 дюймов.
Благодаря конфигурации рамы и простоте управления подходит для
женщин. А вот прыгать на нем не рекомендуется, для этого есть
другие типы. Ширина покрышки 46 мм — на мой взгляд оптимально для
прогулок, вел идет ровно, надежно, а более широкие шины ставят
только на велосипеды, на которых катаются по снегу. Диаметр колеса
61 см — это совсем не мало для комфортной езды, конечно, если вы
не собираетесь ставить рекорды на шоссе.
Краска
металлик — это очень круто. Зайдите в веломагазин и посмотрите,
много ли таких изделий? И главное, есть выбор разных цветов.
Очень
удобные эргономичные ручки. Ухватистые, даже лучше, чем пористые с
велосипедов AUTHOR. Если же зайти в веломагазин, то у меня при
взгляде на черные резиновые ручки большинства велосипедов
почему-то возникает ассоциация с покрышками грузовиков (возможно,
из отработанных покрышек их и делают). А в перчатках я ездить не
люблю.
Желтое
прогулочное седло достаточно удобное, подходит и мужчинам, и
женщинам, и ничто не мешает заменить его, при желании, на другое
(крепление стандартное).
Планетарная
передача несколько разочаровала. Первый такой вел у меня с обычной
трещоткой на 5 скоростей. Это ведь гениально придумано: никаких
переключателей на единственной передней звезде. А вы уверены, что
для полного счастья нужна, скажем, 21 скорость? Вы всеми будете
пользоваться? Я обычно использую 3-4.
Но
у этой планетарной трансмиссии всего три скорости. Вторая —
оптимальная для прогулочной езды. Первая — очень медленная, как
для езды в крутой подъем. Третью крутить тяжеловато. Не знаю,
поезжу еще, накоплю впечатления. Смысл же трещотки в том, что тоже
используешь три скорости, но САМ выбираешь, какие именно. Если вы
спросите меня, какой вел брать, отвечу: берите с трещоткой (сейчас
продается та же модель на 7 скоростей). Преимущество планетарки
лишь в том, что вся механика внутри корпуса, практически ничего не
надо регулировать, чистить, и цепь, соответственно, более
короткая.
Скорее
всего, такой байк поместится в багажник автомобиля, но, если вы
ищите велосипед, чтобы возить в метро (что можно делать только в
сложенном виде, в сумке), эта модель окажется великовата. Советую
присмотреться к складным велосипедам с колесами не более 18
дюймов. Не думайте, что это мало. Это колесо диаметром 46 см. Это
вполне достаточный размер. У самокатов колеса намного меньше, и
всё равно на них ездят.
Что
еще можно сделать? Ну, конечно, купить и установить звонок и
держатель для смартфона, они в комплект не входят. Очень
рекомендую приобрести тросовый замок. Вел настолько выигрышно
смотрится по сравнению с другими, что украдут в первую очередь
его. Не оставляйте без присмотра!
Я
же плюю на гарантию и первым делом сверлю в подседельном штыре
отверстие и ввинчиваю винт с полукруглой головкой — как
ограничитель. Я не люблю, когда седло сползает вниз и предпочитаю
кататься с уверенностью. Да и кому предъявлять рекламации по
гарантии? Изготовитель в Китае. Магазин, который продал изделие
через маркетплейс, далеко. Если что, проще обратиться в ближайшую
веломастерскую.
Велосумку
можно возить на багажнике. Не представляю, что другое на нем
поместится, не упадет во время езды и не попадет в спицы заднего
колеса.
17.02.2025
|