Rambler's Top100 WWW.TEKCT.RU

Знойные горы Ривена

(Газета "Компьютер ИНФО", 26 июня 1998г.)

Каждая хорошая компьютерная игра, помимо своей основной функции - развлекать, несет в себе ряд необычных качеств. С одной стороны, она отражает возможности вычислительной техники на данном этапе. С другой стороны, является воплощением таланта своих создателей. Наконец, она оставляет неизгладимый след на нашем сознании. После прохождения игры человек становится другим, точно так же как после прочтения неординарной книги. Только в случае общения с компьютером воздействие оказывается неизмеримо более сильным, ведь такая игра обладает свойствами поединка, книги и кинофильма одновременно. В этом ракурсе и хотелось бы рассмотреть игру Riven - продолжение знаменитой игры MYST. Обе эти игры разработаны компанией Cyan и выпущены компанией Broderbund - известным производителем разнообразного программного обеспечения.

Надо заметить, что появление MYST было подобно революции: игра в жанре приключений, в которой нет главного героя, практически отсутствуют персонажи и почти нет анимации! Но зато нарисована она была так, что стала одной из самых известных и любимых. Формально, MYST - это просто набор картинок, слегка сдобренный загадками. Но, по сути, это необычный и занимательный мир. И теперь уже другие, новые игры делаются «как MYST». В общем, это был полный успех. Если у вас есть копия игры, запустите MYST еще раз и спросите себя, а в чем, собственно, заключается ее притягательность? Я уверен, что поиск ответа на этот вопрос немало вас удивит.

Конечно, не зря единственный герой игры, Атрус, который появляется в самом конце, говорил: «Возможно, мне понадобиться исследовать новый мир, и тогда я ПОЗОВУ ТЕБЯ». Все фанаты MYSTа ждали, когда Атрус позовет их снова. И вот появился Riven. Атрус не забыл своих друзей. Говоря о воздействии игры на сознание человека, очень трудно подобрать нужные слова. Действительно, что представляет собой мир, реализованный в компьютерной программе? Виртуальное пространство, киберспейс? Но это явно не тот виртуальный океан информации, в котором купаются пользователи Интернета. И вам также не надо надевать виртуальный игровой шлем, чтобы почувствовать тепло, исходящее от нагретых скал Ривена, аромат выжженной солнцем травы, запах близкого моря. И золото нарисованных куполов будет слепить вам глаза почти реально. Я думаю, для таких миров еще не придумали точного названия. Так что же это? Талант художника, его любовь к жанру и то неуловимое и зыбкое, что называется искусством. Ну, и конечно, современная мультимедийная техника.

Рис.1. Золотой шар - транспортное средство Ривена

Интересно, что в MYSTе игрок сам создавал для себя сюжет игры. Никто не говорил, что надо делать и куда идти. В том мире просто надо было жить, разгадывать его загадки и разбираться в назначении созданного обитателями мира Мист. В Riven дело обстоит иначе. В начале игры ставится конкретная цель и игрок должен точно выполнить задание. Кроме того, история Миста и Ривена - двух фантастических миров - рассказана в книге Рэнда и Робина Миллеров «Мист». Ее перевело и выпустило у нас издательство Армада. Книга проливает свет на события, происходящие в игре и, кроме того, является неплохим образцом романа в жанре фэнтези. Знание предыстории Ривена делает игру намного интереснее. Точно так же фильм «Титаник» смотрится совсем по-другому, если прочесть перед просмотром книгу о гибели этого знаменитого корабля.

Технология компьютерных игр непрерывно развивается, и этот процесс нашел свое отражение в Riven. Игра весьма большая (занимает пять лазерных дисков), снабжена видеовставками, качественной графикой и звуком. Возможно, это кого-нибудь и удивит, но в игре не надо бегать и не надо никого убивать! Это мир для прогулок, созерцания и разгадывания загадок.

Вот небольшой пример. Доводилось ли вам бывать в жаркий солнечный день на опушке леса, где вырублена часть деревьев? Кажется, что в таком месте солнце припекает особенно сильно. Срезы деревьев сочатся горячей душистой смолой. Трава почти увяла, оставшись без прикрытия могучих крон. Сразу начинает одолевать жажда. Такую полянку вы найдете и в Ривене. К ней надо долго подниматься по тропинке, вырубленной в скалах. Но вот вы взошли, и море осталось далеко внизу. А здесь все просвечено солнцем. Вонзенный в пень топор, кажется, раскален. Неизвестный дровосек не зря ушел и бросил свою работу. Только маленькие жучки, которым все нипочем, ползают по древесной коре. Но толкните скрипучую калитку и войдите под сень вековых экзотических деревьев. Здесь все иначе. Приятный сумрак и прохлада. Темно-зеленый свет исходит от высоких крон. Иногда между листвой поблескивает море. Оно где-то далеко и внизу... А в полумраке леса мелькают светлячки, перелетают с места на место мотыльки, приятным оранжевым светом горят фонарики. Вы можете пройти по аккуратно проложенным дорожкам и все внимательно рассмотреть. Кажется невероятным, что вся эта красота может попасть под топор (см. рис. 2).

Рис.2. Опушка сказочного леса

В игре есть много мест, которые поражают воображение. Это самое начало игры, которое мастерски срежиссировано. Это и несколько вариантов финала. Великолепна деревня, разместившаяся на отвесных скалах. Монолог Гена сделал бы честь любому фильму или спектаклю. А мне особенно понравилось еще одно место. Когда из тюремной камеры через потайной ход попадаешь в темную пещеру, идешь ничего не видя, а затем вдруг выходишь к морю. Вообще, пещера, выходящая к морю - это штамп. Вспомним хотя бы игру Легенда Кирандии, там тоже была похожая. Так что это не оригинально. Но здесь хочется присесть на берегу и смотреть на волны. Вот только не появится на горизонте корабль и не пристанет к берегу лодка. Мир игры всегда имеет свои границы, а здесь (увы!) эта граница как раз и проходит. Надо вставать и идти обратно.

Для тех, кто полон решимости помочь Атрусу спасти Катерину (его жену) и поймать Гена (его отца), есть несколько практических советов. Для того чтобы не портить удовольствие от разгадывания загадок, приведу лишь перечень настоящих трудностей. В Riven есть несколько головоломок, возможность разгадки которых может зависеть, например, от настройки яркости вашего монитора. Лучше знать несколько рецептов и не тратить время понапрасну . Для того чтобы открыть пасть деревянного дракона в лесу, надо нажать маленькую кнопку на одном из фонариков. Пещеру, идущую от тюремной камеры к морю, можно и нужно осветить. А лампочки в ней очень плохо видны. Но их надо разглядеть и щелкнуть на каждой мышью. В круге камней надо выбрать в определенной последовательности те, на которых высечены животные, встречающиеся в игре. Рисунки схематичные, поэтому на рис. 3 приведены изображения нужных камней.

Рис.3. Решение головоломки с камнями

Решение самой сложной загадки (с цветными шариками) показано на рис. 4. К двум диковинным и очень пугливым животным, греющим пузо на камне на морском берегу, можно подойти совсем близко, надо только догадаться, как это сделать. Вообще, игра изобилует скрытыми возможностями и можно с уверенностью утверждать, что за один «проход» невозможно изучить все ее детали. Но тем игра и интересна. Путешествуя по ней во второй и в третий раз, можно найти что-нибудь новенькое. Но есть в игре и тупиковые сюжетные ходы. Поэтому не удивляйтесь, что некоторые загадки не будут разгадываться. Они введены в игру просто для интереса. При разгадывании головоломок надо соблюдать предельную аккуратность. Малейшая неточность - и «сезам» не откроется... Кроме того, не пытайтесь решать головоломки методом подбора - это будет пустая трата времени. Только логика и сообразительность могут обеспечить успех.

Рис.4. Решение головоломки с шариками

Так что если вы хотите познакомиться с настоящим компьютерным искусством, проверить свою сообразительность или просто интересно провести время - играйте в Riven. Кроме того, это одна из немногих игр, которую можно со спокойной совестью предложить своим детям. Правда, может оказаться, что в нее-то они играть и не захотят...

А.Гончаров

P.S. Жук, показанный на фоновом рисунке, появляется в игре всего один раз: когда вы подходите к калитке у леса, то можете заметить его на правом столбе. Затем он расправляет крылья и улетает. Все происходит настолько быстро и неожиданно, что разглядеть жука толком не удается. И только остановив мгновение клавишей Print Screen, понимаешь, насколько тщательно сделана игра. Если бы все разработчики игр были такими добросовестными... Спасибо вам, Broderbund и Cyan!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100