Рим. Часть 2
Колизей

Со стороны всё выглядит замечательно. Вечная постройка в вечном городе. Если вы не любитель потолкаться в плотной толпе, лучшее время для осмотра Колизея – во время дождя или сразу после него. Дождь – это единственное, что может прогнать туристов.

Когда подходим ближе, аура старины куда-то улетучивается. Вот к старому зданию приделали пошлый современный вход. Внутри здания – кассы и турникеты из полированной стали. Но зайти внутрь всё же стоит. Хотя бы для того, чтобы дома в ответ на вопрос «А в Колизее был?» ответить «Ну а как же». На самом деле в Риме есть тысяча мест, которые в тысячу раз интереснее. Но…

Колизей такой огромный, что его невозможно «запихнуть» в один кадр. Действительно на такой арене могли имитировать даже морские сражения. Восстановили только часть арены, внизу видны «подсобные помещения», точнее, то, что от них осталось.

Когда-то здесь были трибуны. Наверное, зрители также приносили с собой пиво (в глиняных кувшинчиках), наверное, фанатские группировки также дрались друг с другом, а их усмиряли центурионы… А вот крест – это знак древней политики. Его поставил один из пап. Мол, власть теперь переменилась. Была языческая, стала католическая. И баста.

Можно только догадываться, насколько сложным было это инженерное сооружение. И тем более удивительно, что использовали его для низменных развлечений – находили удовольствие в любовании за смертью гладиаторов. Да и зверей, наверное, замучили немало. Как же такое могло быть? Просто не укладывается в голове. Впрочем, понять, как это было, можно. Если посмотреть современные ток-шоу по телевизору.

Человечки такие маленькие-маленькие…

Внутри есть даже что-то похожее на музейную экспозицию...

Для любителей черепков.

А сюда низззяяя!

Дождь закончился, можно выходить.
Ватикан
Когда-то, еще в советские времена, в Санкт-Петербург привезли выставку золотых предметов из гробницы Тутанхамона. Разместили их в Эрмитаже. Очередь из желающих посмотреть обернулась три раза вокруг Эрмитажа, расползлась по округе, начала мешать окрестному движению. Во времена перестройки в Москве открыли первый Макдональдс. Очередь из желающих посмотреть и попробовать обернулась три раза вокруг Макдональдса, расползлась по округе, начала мешать окрестному движению. Но тогда в этих очередях стояли опытные люди, умеющие постоять за себя. Сейчас уже трудно найти подобный аттракцион. И если вы всё же желаете разобраться, как это – стоять в очереди длиной несколько сотен метров, есть проверенное место, это Ватикан. Точнее его музей. Тут есть все: толпа раздраженных, изнывающих об безделья и клянущих существующие порядки людей, ограда с турникетом, строгий полицейский при входе. Поэтому заказывать билеты имеет смысл заранее и через Интернет. Выйдет несколько дороже (20 евро против 16-ти), но для ненавидящих очередь переплата окупится с лихвой. Процедура проста: заказать, распечатать заказ, предъявить строгому полицейскому рядом с турникетом, пройти без очереди, внутри в кассе купить билет, пройти систему досмотра с рамкой металлодетектора, и вот вы уже в одном из самых знаменитых музеев мира. И самое сложное здесь – найти этот самый вход. В Ватикан заходить надо сзади. Точнее, если вы пришли на главную площадь перед собором святого Петра, надо обходить пограничную стену слева, до тех пор, пока не увидите огромную очередь. Ну а дальше разберетесь.

В музей Ватикана надо заходить с Viale Vaticano – говоря по-нашему, с Ватиканского авеню.

Внутри нас сразу поджидает торговая зона. Тот, кто не успел потратить деньги на магнитики и брелоки, могут сделать это здесь. Но учтите, что на крыше собора святого Петра есть еще один магазин сувениров, и он намного интереснее (о нем позже).
В музее путь раздваивается. Один указатель ведет в Сикстинскую капеллу, другой – в собственно музей. Если есть время и силы, идти следует в музей, потому что после него в капеллу вы тоже попадаете. Если идти сразу в капеллу, в музей вы уже не попадете. Маршруты посетителей продуманы таким способом, чтобы люди везде двигались в одном направлении. Вот теперь можно начитать ахать. Кстати, в отличие от российских музеев, здесь без всяких проблем разрешается фотографировать.

Вот как-то так у них.

Никакого гламура. Сила искусства в выразительности.

Более точного символа женщины я, пожалуй, и не встречал.

Перед входом в Сикстинскую капеллу висит табличка, призывающая посетителей выключить фотоаппараты, не шуметь и вообще вести себя прилично. Так прямо и сказано: это святое место. И это правильно. Когда заходишь в капеллу, творение великого Микеланджело, возникает такое чувство, которое даже трудно объяснить. Сказать что это благоговение – значит, ничего не объяснить. Это чувство осознания божественности. В капелле над просто стоять и смотреть. И жалеть, что нельзя остатья здесь подольше. Именно здесь я понял, что означает выражение "намоленное место". С другой стороны, в интернете всегда можно найти массу фотографий по запросу «Sistine Chapel».
После капеллы поток туристов попадает к собору святого Петра. Он поражает лаконичностью и изяществом оформления. Вот так посмотришь и сразу захочешь быть иллюминатом:

Собор святого Петра был построен в 1626 году. Архитекторов много, самыми известными можно признать Микеланджело и Бернини. Здание до сих пор является самым высоким купольным собором в Европе (136 метров). В России в эти времена было смутное время и было, видимо, не до строительства. Что вам говорит имя царя Михаила Фёдоровича Романова? Мне – ничего. Через 200 с лишним лет, в 1858 году в Санкт-Петербурге был открыт Исаакиевский собор. Высота – 102 метра. Статус – главный собор Российской Империи. Скажут, сравнение неуместно. А почему? Мне, например, хочется сравнить.

К Монферрану претензий нет – имея за плечами многовековой мировой опыт строительства подобных соборов, он разработал, на мой взгляд, более изящный дизайн. Но вот стройматериалов Российская Империя могла бы ему подкинуть и побольше :).
Билет в собор святого Петра стоит 7 евро. Отдельно продаются билеты на лифт: 5 евро. Скупиться не надо – лифт поднимет вас только до крыши собора, а купол – еще выше, и идти наверх придется пешком. Каких только лестниц там нет: одни прямые, другие винтовые, на третьих надо идти в наклоненном вправо положении – это там, где купол уже сходится. Отовсюду слышатся стенания, в том числе, на русском языке. Люди падают без сил на ступеньки, тут уже не до приличий, не получить бы инфаркт. Зато потом, когда попадаешь на открытую галерею, усталость сразу пропадает – весь вечный город лежит перед тобой.

Внутренность купола тоже впечатляет. Я думаю, что когда собор сдавали в эксплуатацию, многие из этих рисунков не были видны: вряд ли туристов тогда пускали на верхнюю галерею. Эти рисунки ждали своего часа, когда стало возможным их сфотографировать.

А люди внизу такие маленькие-маленькие...

Вот, например, эта мозаика. Что она означает? Снизу ее не видно.

А это гусь. Просто золотой гусь. Под куполом.

Это одна из башенок вокруг купола.

Рим на холмах. Непонятно только, где небоскребы? Неужели обходятся без них?

Вид на исторический центр.

Площадь святого Петра во всей красе. Темные предметы вокруг стелы - пластмассовые стулья, сюда люди приходят послушать Папу. Круглое коричневое здание - замок Святого Ангела (естественно, открытый для туристов). Река - Тибр.
Оранжевая поверхность на переднем плане (где видны люди) – уровень крыши. Это досюда ходит лифт и отсюда надо подниматься по лестнице. На этом уровне есть туалет, магазин сувениров и, конечно, фонтанчик для питья. Жарко... Кирпичная крыша настолько чистая, что в любом месте можно упасть и отдыхать. Не смущайтесь, оглянитесь вокруг: большинство поступает так же.

Территория Ватикана. Увидеть её можно только с купола. Туристов туда не пускают.

Тоже Ватикан.

Ватикан.

И это Ватикан.

Взгляд на купол с уровня крыши. Неужели мы были там наверху? Справа виден вход в магазин сувениров. Теперь можно расслабиться и на шопинг. В магазине есть несколько отделов, предлагающих полный набор сувениров – от брелоков и календариков за несколько евро до статуэток за несколько сотен евро. Но все товары, разумеется, на ватиканскую тему.

Этот профиль с земли не виден. Интересно, о чем думает эта статуя?

Рядом с магазинчиком сувениров на крыше есть ватиканский почтовый ящик. Само собой, в магазине можно купить сувенирную открытку. Всё для туристов. Под ящиком расположилась на отдых группа немецких студентов.

В отличие от Сикстинской капеллы собор святого Павла отдан «на разграбление» туристам. Во времена инквизиции их всех ждал бы костер. Толпы обезумевших людей носятся по собору и пытаются его сфотографировать. Но это в принципе невозможно – настолько он огромен. Можно запечатлеть только его кусочки. Одна из статуй превращена в талисман. Считается, что если прикоснуться к ступне святого – это принесет удачу. Естественно, стоит очередь. Естественно, камень стерт уже наполовину миллионами прикосновений. Короче, просто большой музей, где экспонаты можно трогать руками.

Никакого широкоугольного объектива не хватит. Собор слишком огромен.

Сооружение на четырех опорах в центре собора называется "балдахин". Чтобы построить этот, когда-то слегка пограбили Пантеон. Но кто сейчас об этом вспоминает...

Святой.

Святая.

Как в музее.

Красиво.

Даже вход впечатляет

Ватиканские чайки тоже помогают туристскому бизнесу - позируют для фотографов.

Гвардейцы Ватикана. Одна из лучших работ в мире.

С одного из этих балконов и выступает Папа. Кстати, чуть больше месяца назад выбрали нового - Франциска I. Здесь толпы людей слушали его речь.
Может возникнуть вопрос: а почему у стульев, как бы это помягче выразиться, такой нетоварный вид? Иногда ветер приносит в Рим из Сахары тучи песка. Они проливаются над городом серым грязевым дождем. Все машины выглядят так, как будто бы участвовали в многодневном ралли (кошмар для автомобилистов). Людям во время таких дождей лучше сидеть дома. Видимо, эта пыль и въедается в пластмассу, и оставляет следы даже после того, как стулья помоют.

Даже в капитальном ремонте может быть своя красота. Но для этого, как говорят англичане, надо несколько веков "стричь газон".
Часть 1 Продолжение: Рим, часть 3
|