Rambler's Top100

 

WWW.TEKCT.RU
Надпись + фон = открытка

  Речь в этой статье пойдет, в основном, о надписях и изображениях с надписями, которые можно сделать с помощью Adobe Photoshop. В последнее время стало модным посылать друг другу открытки по электронной почте. Наверное, поэтому в Интернете есть масса сайтов с коллекциями открыток. Но, само собой, намного интереснее отправить оригинальную открытку, а не такую, которой до вас уже могли воспользоваться тысячи пользователей. Кроме открыток по такому же принципу можно делать рекламные модули, картинки для Web-страниц, обложки компакт-дисков и прочую графическую продукцию.

Рисунок 1

  Итак, для открытки нужен красивый фон и красивая надпись. О фоне уже было рассказано достаточно много в статье «А зачем нам Photoshop?». Кроме того, для фона можно найти множество изображений: есть клипарты на компакт-дисках, есть сайты в Интернете, можно что-нибудь отсканировать, можно сделать скриншоты игр или фильмов. А вот надписи приходится ваять самим, никто за нас их не сделает.
  При создании нового файла надо учитывать, где будет использоваться рисунок. Если в Интернете, то его размеры определяются количеством точек по горизонтали и вертикали. Открытки, представленные на этой странице, имеют размер 450x340 пикселов. Если рисунок предполагается печатать (например, на фотопринтере), то важным параметром является разрешение. Типичная величина 300 dpi. Графический файл в этом случае будет намного больше, но только так можно обеспечить приемлемое качество изображения при печати.
  Photoshop имеет самые разные инструменты для создания надписей, но не всегда эти инструменты работают как надо. Их достоинства — это возможность создания горизонтально и вертикально ориентированных надписей, возможность оформления надписи в виде контура выделения, работа с надписью в отдельном слое, быстрое создание тени, инструменты для изменения формы текста (начиная с шестой версии). К сожалению, достоинства на этом заканчиваются. Есть и недостатки. Это сложности с выбором шрифта и его атрибутов, явно недостаточные средства для форматирования текста. Кроме того, подразумевается, что текст будет расположен в плоскости рисунка (экрана), а для современной графики этого, мягко говоря, недостаточно. Впрочем, давайте по порядку.
  Допустим, мы хотим создать надпись быстро и только с использованием стандартных средств Photoshop. Последовательность действий может быть такой (в версии 6.0).
  1. После нажатия на кнопку Текст устанавливаем на панели инструментов атрибуты шрифта. Довольно странно, что списки, отвечающие за выбор шрифта и его размера, работают плохо, и приходится идти на разные хитрости, чтобы добиться своего. Например, вводить с клавиатуры размер шрифта. Но, ничего не поделаешь, надо с этим мириться, потому что в других графических редакторах, где текст вводится без проблем, как правило, нет таких мощных средств рисования.
  2. Набираем текст. Он попадет на отдельный слой, который будет обозначен буквой «Т».
  3. Если надо придать надписи особую форму, нажимаем на панели инструментов кнопку Создать искаженный текст, выбираем стиль и, при необходимости, его параметры. Тут масса возможностей для экспериментов.
  4. Отключаем инструмент Текст (нажимаем другую кнопку-инструмент).
  5. Если надо создать тень, выбираем команду Слой--Эффекты слоя--Тень. Пока открыто окно диалога, можно не только выбирать параметры тени, но и сдвигать ее на рисунке мышью. Есть, кстати, в «эффектах слоя» и другие интересные операции, но это уж, как говорится, на любителя, в одной статье обо всем не напишешь.
  6. Закрыв окно диалога, выбираем инструмент Перемещение и точно устанавливаем положение надписи. Перемещать объект удобнее при помощи клавиш со стрелками.
  Это классика работы с Photoshop. Но, поработав какое-то время, вы, скорее всего, поймете, что вам это не очень подходит. Чаще всего оказывается, что надпись плохо видна на ярком, насыщенном деталями фоне. Если мы делам открытку с цветами, наподобие той, что показана на рисунке, то говорить о каком-то конкретном цвете фона не приходится, и, поэтому, какого бы цвета не была надпись, она все равно будет где-нибудь сливаться с фоном.
  Значит, для текста нужно создать подложку. Если надпись не имеет тени, то рецепт в этом случае получится следующий.
  1. Сделать копию слоя, в котором находится надпись (командой Слой--Дубликат слоя).
  2. Если слои текстовые, то нижнюю копию надо превратить в обычный слой (Слой--Отрисовка--Слой). Теперь мы будем работать именно с этим слоем.
  3. Выделить буквы в этом слое и перекрасить их в белый цвет (можно и в какой-нибудь другой, но лучше в белый).
  4. Оставшееся пространство слоя залить тем цветом, который должен определять цвет подложки (например, зеленым с травяным оттенком). Если надпись крупная, то внутри букв можно оставить не залитое пространство, а там где оно залилось, потереть ластиком.
  5. Использовать операцию размытия с помощью команды Фильтр--Смазывание--Смазывание Гаусса, выбрав параметр фильтра в пределах 10-15 пикселов.
  6. Щелкнуть «волшебной палочкой» на фоне – там, где его цвет не претерпел изменений. Удалить фон. На краях подложки обязательно останутся точки переходных оттенков, чего, собственно, и надо было добиться.
  7. По желанию можно повторить операцию размытия по Гауссу с параметром 3-4 пиксела, а также немного уменьшить прозрачность этого слоя. Все это, как правило, улучшает вид подложки.
  По такому принципу сделана надпись «Поздравляем с днем рождения!». Но, поскольку для надписи была использована градиентная заливка типа «радуга», пришлось обесцветить подложку. Для этого была использована команда Изображение--Установка--Тон/Насыщенность и бегунок «Яркость» был выведен на 100%.
  Подложка, сделанная таким способом, выглядит аккуратно, но иногда хочется добавить в рисунок элемент «художественного беспорядка». Тогда подложку можно сделать по-другому.
  Операция получается более простая, но занимает несколько больше времени и требует определенного навыка.
  1. Создайте под слоем с надписью новый пустой прозрачный слой. Выберите его для рисования.
  2. Включите инструмент Аэрограф и проведите им вдоль контура букв (слой с надписью должен быть виден). Цвет аэрографа в этом случае тоже можно выбрать белый.
  Теперь о фоне всего рисунка. Для открытки с цветами целесообразно подобрать подходящий «природный» фон. Лучше всего использовать фрагмент фотографии: травяное поле, поле с цветами, изображение листвы (например, папоротника или кипариса). Прозрачность фонового слоя можно уменьшить на 10-20 процентов для того, чтобы изображения переднего плана выглядели более выразительно. Если перечислить слои показанного выше рисунка (в направлении сверху вниз), получится следующий набор:
  - Слой с надписью;
  - Тень или подложка для надписи;
  - Изображения цветков переднего плана (для каждого – отдельный слой);
  - Фоновый слой;
  - Самый нижний слой белого цвета (помогает в работе и позволяет делать фоновый слой полупрозрачным).
  Photoshop предназначен, в первую очередь, для рисования, а не для создания надписей. Один из лучших способов раскрашивания надписи в нем – использование градиентной заливки. Можно применить и какой-нибудь фильтр. Но можно сделать надпись отдельно, с помощью специально предназначенной для этого программы. Тогда в вашем распоряжении появится намного больше возможностей. Такие программы достаточно популярны. Как правило, они позволяют придавать буквам объемность и текстуру. Мне больше всего нравятся 3D Magic (www.forwarddesign.com), Xara 3D (www.xara.com) и Ulead Cool 3D (www.ulead.com). С помощью этих программ можно сделать объемную надпись, использовать для нее текстуру с эффектами освещения и, что самое главное, получить изображение надписи, повернутой в «трехмерном» пространстве.
  3D Magic – самая простая из упомянутых трех. Ее удобно использовать, когда надо быстро сделать надпись ровную, но повернутую с учетом перспективы.
  В Xara 3D есть удобные средства генерации тени надписи. Кроме надписей, можно делать кнопки (или, если хотите, таблички). В этой программе очень хорошо продуманы возможности работы с источниками света и текстурами. Xara 3D предназначена для создания движущихся изображений, но ее можно с таким же успехом использовать и для создания статичных. Она обеспечивает очень высокое качество отрисовки (с учетом типа поверхности и освещения), и я считаю ее одной из лучших программ для создания красивых заголовков, надписей и других подобных изображений. Интересная особенность: размер изображения, полученный в этой программе, зависит от размера окна программы и всегда соответствует экранному разрешению. В других графических программах такой прием не используется.
  Ulead Cool 3D – самая большая и самая сложная из этих трех программ. Она тоже предназначена для создания анимации, в которой основным элементом является надпись или любой набор символов. Но она также позволяет сохранять отдельные кадры видеоролика в стандартных форматах. Программа предлагает массу возможностей для творчества, но ее надо хорошенько изучить перед работой. В первую очередь – ознакомиться с библиотекой текстур, шаблонов движения, видеоэффектов. Если надпись должна быть красиво изогнута, то без Cool 3D не обойтись. Если будете работать с ней, то подключайте панель атрибутов (Attribute Toolbar) и всегда начинайте работу с выбора размеров изображения (команда Image—Dimensions). Изменение размера «холста», когда рисунок уже создан, может приводить к ухудшению вида композиции.
  Все эти программы позволяют сохранять графику в стандартных форматах, но я заметил, что иногда удобнее просто сделать скриншот с готовой надписью, а потом вставить это изображение в Photoshop и вырезать нужный кусочек.
  Если для полученной из другой программы надписи требуется создать тень, то, поместив надпись на отдельный слой в Photoshop, мы можем поступить так.
  1. Сделать копию этого слоя и выбрать нижний слой для редактирования. Отключить видимость верхнего слоя.
  2. Если цвет надписи не черный, то с помощью команды Изображение--Установка--Тон/Насыщенность затемнить изображение, передвинув бегунок «Насыщенность» в крайнее левое положение. Если на изображении тени остались ясно видимые контуры деталей, их надо убрать с помощью инструмента размытия. Тень может содержать внутренние контуры исходного предмета только в том случае, если предмет, который ее отбрасывает – полупрозрачный.
  3. Применить к изображению фильтр размытия по Гауссу с параметром 3-6 пикселов.
  4. С помощью инструмента Прямоугольная область выделить полученную тень. Включить видимость верхнего слоя.
  5. С помощью инструмента Перемещение сместить нижнее изображение в нужную сторону (обычно вправо и вниз).
  Таким способом можно получить тень от любого предмета, расположенную в плоскости экрана. Если же тень должна находиться в другой плоскости и обеспечивать перспективу, то операция будет выглядеть несколько иначе. Первые четыре пункта выполняются так же, как и в предыдущем случае, но потом надо:
  5. Выбрать команду Редактирование--Трансформация—Искривление. Изображение (на нижнем слое) должно попасть внутрь маркерной рамки;
  6. Передвинуть средний маркер в верхнем ряду. От того, куда вы его поместите, будет зависеть положение тени. Тянуть маркер надо мышью вниз и немного в сторону, выбирая наиболее естественное для конкретного случая положение тени. На рисунке показан этот момент. Маркер выделен красным цветом. После нажатия Enter новое положение тени будет зафиксировано.

Рисунок 2

   Таким способом сделаны тени на открытке с летающей тарелкой. От тени будет зависеть, в какой стороне находится «солнце» (хотя оно может быть и не видно) и как высоко оно поднялось над горизонтом. Разумеется, положение всех теней на рисунке должно быть согласовано.
  Программы, предназначенные для создания 3D-надписей, можно использовать для рисования несложных объемных деталей. Например, корпус «пепелаца» на нижнем рисунке был получен в 3D Magic. Для него потребовался один символ – кольцо – из шрифта Wingdings.
  Колечку был придан нужный размер, толщина, фаска и, разумеется, текстура в виде черно-белых квадратиков. А потом оно было повернуто ребром и наклонено под нужным углом. Остальные детали летающей тарелки были сделаны в Cool 3D. В этой программе легче создавать детали разнообразной формы. Их, кстати, удобнее делать по одной в отдельном рисунке. Если вы захотите поэкспериментировать с «трехмерным моделированием», не забывайте сразу устанавливать цвет фона, который будет соответствовать фону вокруг детали после перемещения ее на основной рисунок.
  Надпись «Поздравляем с прибытием» была сделана в 3D Magic, хотя ее можно было бы сделать в любой из трех перечисленных программ. 3D Magic мне потребовалась еще и потому, что в ней включается сетка с перспективой, которую я позаимствовал для показа разметки «летного поля».

Рисунок 3

  Для открытки с летающей тарелкой были созданы следующие слои:
  - Слой с надписью;
  - Тень для надписи;
  - Изображения растений (которые были получены из одного изображения путем трансформации);
  - Тень для растения;
  - Изображение перспективной сетки;
  - Травяной покров;
  - Слой с изображением облачного неба. Его прозрачность 50%;
  - Изображение «луны»;
  - Вспомогательный слой цвета темного неба (для придания небу нужного оттенка).
  Финальный этап работы. После того как композиция создана, ее надо сохранить в формате PSD (со всеми слоями), а потом выполнить команду Слой--Выполнить сведение. Затем надо в режиме увеличения просмотреть рисунок и с помощью инструмента размытия убрать (при необходимости) резкие неестественные границы между деталями изображения. Возможно, вы заметите и какие-нибудь другие мелкие дефекты рисунка. Как правило, их удается исправить с помощью стандартных инструментов Photoshop: штампа, кисти, пальца и ластика. Второй раз рисунок надо сохранить с помощью команды Сохранить как в одном из стандартных форматов. Если открытку предполагается отправлять по электронной почте, лучше выбрать формат JPG (команда Сохранить для Web) с параметром компрессии 80-90%.

2002 г.

Алексей Гончаров

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100