Rambler's Top100

 

WWW.TEKCT.RU
Конструируем лицо

   Дизайнеры часто сталкиваются с необходимостью включить в композицию лицо человека. Спрашивается — где взять подходящее изображение? Хорошо, если художник может воспользоваться услугами модельных агентств. Но эти услуги не дешевые, да и не всем доступные. Взять фото из клипарта на компакт-диске или Интернета? Да, фотографий людей сейчас можно найти много. Но, использовать фото человека без его согласия непорядочно, незаконно, а можно еще нарваться на судебный иск со стороны обиженного.
Поэтому самое разумное — создать виртуальное изображение человеческого лица. Чтобы сделать это, существует ряд способов.
   Первое, что приходит в голову — использовать программу для генерации фоторобота. Я использовал FACES ver.3, и лицо, которое получилось, показано на рис. 1. Вроде все нормально, но, присмотревшись, начинаешь понимать, что что-то тут не то... Во-первых, изображения в фотороботе черно-белые. Во-вторых, набор глаз, носов, овалов лица и других деталей, хоть и большой, но ограничен, и не всегда можно подобрать то, что нужно. Все-таки, фотороботы создаются для определенных целей.

Рисунок 1

Рис. 1. Программа-фоторобот позволяет сконструировать достаточно реалистичное изображение, но черно-белое. Эмоций на рисунке-фотороботе тоже, как правило, не хватает

   Большее разнообразие сулит работа с графическим редактором. Photoshop подходит для этой цели очень хорошо. Но надо выполнить определенную последовательность действий, прежде чем будет достигнут результат.
   Первое, что вам понадобится — это, конечно, фотографии людей, и чем больше, тем лучше. Есть целые компакт-диски, наполненными такими фото. Много можно «выкачать» и из Интернета.
   Вы должны просмотреть свою коллекцию, чтобы иметь представление о том, что в ней находится.
   После этого полезно изучить цвета, из которых состоит изображение лица. Дело в том, что на разных фотографиях кожа человека имеет различные оттенки. Они меняются от желтого до телесного и до коричневого, и это только для европеоидов! Оттенок кожи зависит от пола и возраста человека, интенсивности освещения, качества фотографии. Для того чтобы увидеть набор цветов, в Photoshop можно воспользоваться командой Сохранить для Web и выбрать для рисунка формат GIF. Желательно использовать только изображение лица. Выбирая (из списка) палитру в 8, 16, 32, 64 и т.д. цветов, можно увидеть, какие оттенки присутствуют в изображении. Их можно сохранить, сделав скриншот (клавишей Print Screen). В дальнейшем эту «палитру» можно использовать для дорисовки. Попробуйте сделать пару-тройку палитр для лиц, изображенных на разных фото, и убедитесь, насколько сильно одна палитра отличается от другой. Если вы попробуете использовать для дорисовки лица «чужую» палитру, то, скорее всего, у вас ничего не получится, так как цвет покажется неестественным. Так что если на лице придется что-то дорисовывать, необходимо использовать только «родную» палитру оттенков.
   Частично эту проблему может решить изменение цветового баланса. На рис. 2 показано, как могут меняться при этом оттенки кожи.

Рисунок 2

Рис. 2 Диапазон изменения оттенков кожи (фрагмент фотографии)

   Теперь можно приступать собственно к конструированию. Начните с выбора подходящей головы. На изображении головы надо стереть те элементы, которые определяют образ и способствуют узнаванию в наибольшей степени. Это, в первую очередь, глаза. А также волосы и, возможно, губы и уши. Если масштаб изображения нужно изменить, выберите другой размер рисунка.
   Затем надо подобрать недостающие элементы изображения в соответствии с вашим замыслом. Начнем, опять же, с глаз. Не зря говорят, что глаза — зеркало души. От того, какие вы выберете, будет зависеть очень многое. Проблема несовместимости оттенков кожи остается, но ее можно решить.
   Подготавливать изображение глаз лучше так, как показано на рис. 3. То есть надо по возможности стереть изображение кожи, но оставить брови. Чем больше оттенок кожи исходного лица отличается от оттенка кожи лица, где мы позаимствовали глаза, тем больше надо стирать изображение кожи вокруг глаз. Но помните, что чем больше вы сотрете, тем больше потом придется дорисовывать!

Рисунок 3

Рис. 3. Подготовка изображения глаз для переноса на основное изображение

   Вот тут Photoshop может выполнить функции программы-фоторобота. Расположив на нескольких слоях несколько вариантов глаз, можно, поочередно включая видимость слоев, подобрать наилучший вариант. Самое главное, о чем вы должны помнить на этом этапе — пропорции! Даже небольшое несоблюдение пропорций бросается в глаза и делает лицо совершенно неестественным. А ведь на разных фото люди показаны в разных масштабах, да и личные размеры, скажем так, у разных людей неодинаковые. Здесь на помощь приходит команда трансформации. В той версии программы, которая есть у меня, она ищется так: Редак->Преобразов->Масштаб. («Преобразов» — это команда из версии 7.0, а в версии 6.0 это «Трансформация», издержки перевода, так сказать). Нужно очень внимательно и точно, изменяя одновременно высоту и ширину, подобрать необходимый масштаб для глаз. И так же точно и внимательно надо позиционировать их (клавишами со стрелками). Когда все будет готово, дорисуйте недостающие участки кожи. Тут могут оказаться полезными инструменты Штамп, Палец, Размытие, Осветление и аналогичные из этой серии.
   Справившись с глазами, вы уже легко сконструируете нос, губы и другие менее значимые части лица. Очень мощным инструментом, пригодным для решения многих проблем, оказалось, как ни странно, «Сжижение». В версии 6.0 это команда Изображение->Сжижение, в версии 7.0 — Фильтр->Liquify. Но пользоваться этим инструментом надо очень осторожно. Вначале выберите размер кисти, а потом пробуйте изменить какую-нибудь деталь лица. Если не получилось — отменяйте операцию. С первого раза, скорее всего, не получится. Но умеет этот инструмент много. Например, сузив крылья носа, можно азиатский нос превратить в европейский. Можно изменить форму губ (приподнять или опустить уголки), сделать улыбку или гримасу. Пример показан на рис. 4.

Рисунок 3

Рис.4. Слева — исходный фрагмент лица, справа — после использования инструмента Сжижение

   На последнем этапе приступаем к выбору «парика». Понравившуюся прическу надо выделить с помощью Волшебной палочки и перенести в отдельный файл. На рис. 5. показана такая заготовка. Вокруг волос требуется поработать резинкой, чтобы удалить лишние пикселы. Возможно, форму прически захочется изменить. Делать это удобно с помощью Штампа, используя в качестве образца уже существующие пряди. После переноса волос на основной рисунок, необходимо подобрать масштаб с помощью Трансформации («преобразования»). После позиционирования шевелюры надо просмотреть места соединения волос с кожей (на лбу, висках) и, при необходимости, «нарастить» волосы с помощью Штампа.

Рисунок 4

Рис. 5. Перед «примериванием» требуется поработать с изображением волос, чтобы удалить ненужные детали

   Очень удобно использовать в работе светлые, блондинистые, волосы, потому что для них легко меняется цветовой баланс. Если вам, надо, к примеру, изобразить Мальвину с голубыми волосами, то без блондинистых волос никак не обойтись.

Рисунок 6

Рис. 6. Виртуальная девушка. Сразу и не скажешь, что у нее настоящее, а что заимствованное

   На последнем этапе все как обычно. Объединяем слои и используем, если нужно, команды из группы «Корректировка» («Установка»): Кривые, Автоконтраст и т.п. Пример готового рисунка показан на рис. 6. Здесь изображения глаз и волос взяты с других фото, форма носа и губ изменена. Волосы выглядят немного фантастично, но это так и задумывалось.

2003 г.

Алексей Гончаров

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100