Самоучитель Гончарова
ALT Linux в офисе
WWW.TEKCT.RU | Содержание книги | Предыдущий раздел | Следующий раздел

6.9. Обработка фотографий

Фотографии — такие объекты, в которых всегда найдется что улучшить или изменить, даже если они сделаны профессиональным фотографом при помощи профессиональной камеры. Но использовать Photoshop не обязательно.

6.9.1. Работа с цветом

В GIMP тип изображения (цветовая схема) рисунка выбирается с помощью команды Изображение — Режим. Вариантов, правда, не много: RGB, «градации серого», «индексированное». Переводить цветное изображение в черно-белое из-за низкого качества, конечно, можно, но это не лучший выход. Есть много способов исправить изображение. Довольно часто пользователю приходится иметь дело с изображениями, для которых установлен цветовой режим «индексированный». Такие изображения не позволяют использовать максимальное количество оттенков, поэтому для редактирования лучше переключаться в режим RGB.

Полезный набор команд находится в меню Цвет. Некоторые команды позволяют автоматически вносить изменения в рисунок: они находятся в группе Авто. Например, можно установить баланс белого или усилить цвета. После использования любой из команд надо внимательно проверять результат и, если он не приводит к улучшению качества изображения, отменить операцию командой Правка — Отменить.

Другие команды требуют установки параметров вручную. Бывает так, что белый цвет на изображении на самом деле не белый, а имеет какой-то оттенок. Для исправления таких недостатков предназначенные операции изменения уровней. Если команда автоматической коррекции не помогла, надо попытаться отрегулировать уровни вручную командой Цвет — Уровни. Эта команда открывает окно диалога, в котором можно с помощью трех пипеток указать на изображении три области, которые после выполнения операции должны стать белыми, серыми или черными (рис. 6.23). Необходимо только правильно выбрать эти области. Легче всего найти фрагмент, который должен быть черным. Сложнее с выбором белой области. Например, если на фотографии есть блестящий белый предмет, который отбрасывает блик, то именно блик имеет наибольшую яркость, и должен быть образцом белого цвета. Но практика показывает, что это не всегда правильный выбор. Бывает, что надо выбрать деталь, которая должна быть белой, но не самой яркой. Очень удобно изображение белой ткани. Если на фотографии есть люди, то белая рубашка или белой платье — как раз те области, где надо выбирать точку «настоящего белого цвета». Еще сложнее с «серой» пипеткой. Как определить, какая деталь изображения должна быть именно серой, без дополнительных цветовых оттенков? Это сделать сложно, поэтому «серую» пипетку используют реже всего. После использования пипетки программа перестраивает уровни всех точек изображения, и соотношение цветов меняется. Проверьте результат. Если изображение не получилось более естественным, надо сразу отменить операцию и попробовать еще раз.

Рис. 6.23. Окно диалога для установки уровней белого, серого и черного цветов

В этом же окне диалога есть гистограмма, снабженная тремя ползунками: для черного, серого и белого цветов. Это еще один способ изменения уровней. Здесь, на мой взгляд, наибольшую эффективность имеет «серый» ползунок. Сдвинув его, наблюдайте, как изменяется изображение.

Еще в окне имеется список Канал, который позволяет выбрать только один цветовой канал (красный, зеленый или синий) и изменять только его параметры. Это приводит к изменению цветового баланса рисунка.

Для невыразительных или затемненных изображений можно использовать инструмент Цвет — Кривые. Кривая представляет собой график зависимости яркости точек исходного изображения и яркости точек, полученных после выполнения операции. Первоначально этот график имеет вид прямой, наклоненной под углом 45 градусов (то есть яркость точек не меняется). Изменяя график (мышью) можно добиться изменения яркости определенных участков изображения. Особенность этого инструмента заключается в том, что мы можем работать с фрагментами, выбирая их не по цвету или расположению, как обычно, а именно по яркости. Можно осветлить затемненные участки или затемнить слишком яркие. Работая с точками средней степени яркости, можно влиять на выразительность деталей изображения.

Для начала щелкните мышью на середине кривой и выгните ее слегка вверх, а затем вниз. Следите за изменениями на изображении. Возможно, такого простого преобразования окажется недостаточно, и придется поставить на кривой больше точек, чтобы изогнуть ее более хитро. Один из часто употребляемых вариантов показан на рис. 6.24.

Рис. 6.24. Использование кривых

Не бойтесь комбинировать операции. Например, легко заметить, что применение команды Цвет — Авто — Увеличить контраст, помимо того, что делает изображение более контрастным, делает его более темным. Значит, надо заранее увеличить яркость изображения. Сделать это можно как с использованием команды Цвет — Яркость —Контраст или, что еще лучше, с помощью команды Кривые. Таким способом удавалось «просветлять» фотографии низкого качества.

Ряд команд из этой же группы позволяют изменять цвета изображения в широких пределах: Цветовой баланс, Тон-Насыщенность, Тонирование. Проверьте на практике работу этих команд и включите их в свой арсенал.

Для тех, кто хочет получить что-то особенное, можно порекомендовать операцию Цвет - Ретинекс. Ее полезно комбинировать с другими командами (Постеризация, Инверсия яркости, Цвет — Карта — Повернуть цвета).

Если после команды Ретинекс применить команду Порог (опытным путем подобрать положение двух ползунков), можно добиться разных эффектов имитации черно-белой графики от карандашного рисунка до гравюры.

6.9.2. Черно-белое изображение

Его можно получить несколькими способами (что даст разные результаты). Очевидный вариант: команда Изображение — Режим — Градации серого. Можно использовать команду Цвет — Тон — Насыщенность и вывести бегунок Насыщенность в крайнее левое положение. Если бегунок не довести до левого края шкалы, можно получить интересный эффект малонасыщенного изображения. Две команды тоже позволяют обесцветить слой: Цвет — Обесцвечивание и Цвет — Карта — Отобразить градиент (при условии, что выбран черно-белый цвет на панели рисующих инструментов).

Для примера можно создать изображение, выполненное в охристых тонах. Для этого надо вначале обесцветить его одним из описанных выше способов (то есть выбрать наиболее эффективный по конечному результату), а затем применить команду Цвет — Цветовой баланс. В окне диалога надо выставить бегунки, как показано на рис. 6.25.

Рис. 6.25. Получение оттенков охры из серых тонов

6.9.3. «Рваные» края и ореолы

Когда мы узнаем, что линейные размеры рисунка исчисляются сотнями и тысячами точек, нам кажется, что одна точка — очень небольшой объект. Когда мы просматриваем рисунок в масштабе 1:1, одна точка соответствует одному пикселу. Разрешение монитора (например, 1280x1024) тоже наводит на мысль, что разглядеть один пиксел достаточно трудно. Но это не так. Вы можете проделать небольшой эксперимент. Выберите инструмент Карандаш, установите его размер в один пиксел. Поставьте на белом фоне рисунка черную точку. Эта точка будет хорошо заметна, оказывается один пиксел — не такой уж и маленький объект. Откройте палитру и включите черно-белую шкалу, щелкнув переключатель-кружок V (Volume). Выберите темно-серый цвет (примерно четверть длины от «черного» края шкалы) и поставьте рядом с черной точкой серую точку. Выберите серый цвет из середины шкалы и нарисуйте еще одну точку. И, наконец, возьмите светло-серый цвет, отступив на четверть от «белого» края шкалы. Поставьте светло-серую точку. Теперь внимательно посмотрите на все точки. Черная будет казаться самой большой, а светло-серая — самой маленькой. Но, на самом деле, это обман зрения — все точки одинаковы по размеру. На этой особенности человеческого зрения основан эффект «сглаживания» деталей изображения.

Если использовать рисующий инструмент без сглаживания, край изображения будет казаться ступенчатым («рваным»). Когда кисть использует сглаживание, часть пикселов на границе двух частей рисунка приобретают промежуточные оттенки (для черной кисти и белого фона — серые), и поэтому создается впечатление, что край детали изображения «как бы ровный».

Если на рисунке некоторый участок заливается другим цветом, то из-за несоответствия оттенков разных деталей рисунка появляются ореолы.

Способ борьбы с «рваными» краями и ореолами один — размытие края изображения.

Если на рисунке был заменен фон, и после сведения слоев оказалось, что граница основного изображения получилась «рваной», надо включить инструмент Резкость или размывание и выполнить ряд щелчков вдоль контура.

Если деталь изображения находится на слое с прозрачным фоном, можно использовать Ластик с размытием. Инструмент надо осторожно подводить к границе фрагмента, чтобы краевые точки не стирались, а становились полупрозрачными. Если есть возможность пожертвовать частью изображения, можно стереть границу толщиной 2-3 пиксела. В дальнейшем, при объединении (сведении) слоев полупрозрачные пикселы обеспечат нужную степень гладкости границ между фрагментами.

6.9.4. Устранение дефектов фотографий

Не всегда качество фото является достаточным. Например, бумажные фотографии часто имеют смещение баланса цвета в сторону синего или зеленого. Цифровые фотографии (особенно, если они сделаны фотоаппаратом с низкими техническими характеристиками) могут быть слишком темными или нерезкими. Для исправления этих недостатков используются операции, о которых было рассказано выше. Изменять цветовой баланс надо осторожно, на небольшую величину, постоянно контролируя результат. Единственное, о чем еще хочется предупредить: искусственное увеличение резкости приводит к увеличению зернистости и появлению более «ядовитых» оттенков. Поэтому команду увеличения резкости (один из фильтров) я рекомендую использовать не более одного раза.

Иногда изображение или часть изображения кажется как бы затянутым туманной дымкой. Этот дефект исправляется с помощью команды Цвет — Уровни. В этом случае важно найти точку, которая соответствует черному или белому цвету (используйте кнопки с изображением «черной » и «белой» пипеток). Возможно, потребуется работать только с частью изображения: например, для заднего плана выставить уровни, а для переднего плана повысить резкость.

Следующее, что может потребоваться — удаление дефектов изображения. На фото может оказаться пятно или царапина. А бывает и так, что красивый пейзаж портит опора линии электропередачи или некстати проехавший на заднем плане автомобиль. Все эти нежелательные детали можно легко убрать, если придумать, чем их заменить. Для этого используется инструмент Штамп.

Вначале полезно удалить ненужную часть изображения, как показано на рис. 6.26,а. Здесь для примера удалено изображение человека.

Рис. 6.26. Замена фрагмента фотографии естественным фоном: а — удаление фрагмента изображения; б — окончательный вариант

Работать штампом лучше в масштабе увеличения (200-400%). Сначала надо закрасить те участки, фактура которых не вызывает сомнений: продолжить разорванные линии, «нарастить» траву и т.д. После этого будет легче заполнить более трудные участки. Для того чтобы рисунок потом выглядел естественно, надо чаще менять образец штампа (с нажатием Ctrl) и, естественно, его размер. При необходимости, кроме штампа надо, не боясь, использовать и такие инструменты, как Размытие, Резкость или Палец. Чаще всего «штамповка» приводит к утрате резкости, и резкость надо восстанавливать только в данной зоне фотографии. Кроме того, не забывайте, что при использовании рисующих инструментов можно и нужно кликать мышкой в одном месте несколько раз — для лучшего «проявления» изображения. И что важно: именно кликать, а не двигать мышь, чтобы не смазывать рисунок (к Пальцу это, разумеется, не относится).

В некоторых случаях можно использовать перетаскивание-копирование выделенных кусочков рисунка и наложение их по принципу «заплаток» или «лоскутного одеяла». Если все сделать аккуратно, то никаких следов ретуши обычно не удается заметить даже в режиме увеличения.

На рис. 6.27,б видно, что пейзаж удалось восстановить, но осталась тень на траве. Ее можно оставить и использовать в случае, если надо поместить на этом месте другое изображение человека. Разумеется, если она не нужна, то и ее можно легко убрать.

Получается, что, если можно удалить с изображения довольно объемную деталь, то справиться с царапиной совсем не сложно.

6.9.5. Работа с изображением человеческого лица

«Красные глаза» можно убрать командой Цвет Тон Насыщенность, выделив радужку инструментом Эллиптическое выделение и меняя параметры Насыщенность и Освещенность. Как правило, «красные глаза» появляются на фотографиях общего плана, когда цвет глаз не имеет значения (не заметен).

Примерно так же изменяется оттенок белков глаз. Их надо выделить и, по всей видимости, достаточно будет уменьшить параметр Насыщенность, чтобы получить более естественный белый цвет. Но, возможно, потребуется какое-то другое изменение оттенков.

Кожа человека имеет текстуру, различимую на фотографии, и может иметь очень много оттенков, поэтому основным инструментом для работы с кожей является Штамп. С его помощью можно убрать веснушки, мешки под глазами и другие дефекты. Но надо очень внимательно выбирать источник изображения для штампа: оттенок кожи должен быть такой же, как и в том месте, где вы будете рисовать. Результат надо часто контролировать, включая масштаб 100%. Кисть можно применять только в самых крайних случаях, причем желательно уменьшить размер кисти, включить размытие и выбрать определенную степень прозрачности. Крайне не рекомендуется выделять отдельные участки кожи и применять к выделенному фрагменту операции обработки изображения, потому что после снятия выделения, как правило, остается заметная граница.

С помощью штампа можно также «наращивать» волосы и исправлять дефекты одежды (например, убрать выглядывающую из-под рубашки футболку).

Для замены фона фотопортрета необходимо перенести изображение переднего плана на отдельный слой. Вначале надо очень аккуратно стереть фон вокруг изображения человека с помощью Ластика. Далее работа может идти разными путями.

Необходимо проверить, на каком слое находится изображение. Если это фоновый слой, надо добавить к нему альфа-канал (на панели Слои). Затем, используя Свободное выделение, инструмент прямоугольного выделения и клавишу Del, удалить оставшуюся часть фона. Белую область, оставшуюся от Ластика надо выделить инструментом Выделение смежных областей и тоже удалить. Все пространство слоя, за исключением изображения человека должно стать прозрачным.

Затем надо подготовить новый фон. Для того чтобы сравнить размер фона и переднего плана, надо расположить два рисунка на экране рядом и выбрать для них одинаковый масштаб. После окончательного выбора размеров надо один из слоев выделить и скопировать в окно другого рисунка. Слои при необходимости можно поменять местами, используя панель Слои (перетащить слой с фоном вниз). После этого надо выполнить необходимые операции: подобрать яркость для слоев, использовать фильтры (например, эффекты освещения). Одним из вариантов художественного оформления может быть размытие фонового слоя с помощью соответствующего фильтра. На самом последнем этапе проверяется отсутствие «рваных» краев и ореолов. Разумеется, для фона и переднего плана можно использовать несколько слоев. В этом случае задача несколько усложняется, но выполняется тем же путем.

6.9.6. Ретушь старой открытки

Если открытка или фотография разорвана, отдельные части можно отсканировать по отдельности и расположить на нескольких слоях рисунка. Если место разрыва имеет белый край, этот слой надо расположить ниже. Фрагменты можно выровнять с помощью инструмента Вращение. Для проверки выравнивания можно включить направляющие: «потащить» одну из линеек мышью к центру рисунка так, чтобы появилась тонкая горизонтальная или вертикальная линия. Для удаления направляющей ее надо перетащить обратно на линейку.

Для сдвига и подгонки фрагментов друг к другу надо включить инструмент Перемещение, щелкнуть фрагмент (помещенный в отдельный слой) и использовать клавиши со стрелками. Когда кусочки займут свое место, слои можно объединить.

Если открытка имеет обтрепанные края, надо заключить ее в рамку прямоугольного выделения. Инвертировав выделение, надо очистить пространство вокруг, а потом, снова инвертировав выделение, восстановить края открытки с помощью Штампа. С помощью этого инструмента можно удалить следы перегибов, склейки и загрязнений.

После этого к изображению можно применить операции, о которых рассказывалось выше. Заранее нельзя сказать, какая операция позволит сделать изображение более четким. Если редактируется пейзаж, желательно выделить небо и обрабатывать его отдельно. Например, для неба может потребоваться увеличение контрастности и размытие, а для остальной части пейзажа — увеличение резкости.

WWW.TEKCT.RU | Содержание книги | Предыдущий раздел | Следующий раздел

© Алексей Гончаров, 2010

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100